В преддверии Дня защиты детей в Вилюйской центральной модельной библиотеке состоялся круглый стол «Современная семья. Детско-родительские отношения».
Организаторами выступили Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав МР «Вилюйский улус (район)», управление образования улуса и редакция газеты «Олох суола». В процессе совместной работы участники круглого стола обсудили вопросы, что собой представляет современная семья, какие изменения в контексте новых социально-экономических условий происходят в семье, в системе семейных ценностей и воспитания детей, каким образом общество должно реагировать на эти изменения.
Состоялся открытый, заинтересованный разговор. Речь шла о том, что каждая семья зависит от сегодняшнего морально-психологического настроя общества, актуальных экономических и социальных отношений, но и также несет груз прошлых лет. Многие негативные моменты, которые мы сегодня наблюдаем, могут быть прямым следствием постперестроечных лет, пресловутых 90-х годов, когда наше общество разом отринув идеалы советской эпохи, не пришло к новой морально-идеологической основе. Погоня за материальным достатком, принижение роли духовной составляющей негативным образом сказались на обществе, и как следствие на семье, уровне воспитания подрастающего поколения. Сегодня пришло время собирать камни, выстраивать более качественную модель семейно-нравственных отношений.
Начальник улусного управления образования Наталья Семенова привела интересные факты по результатам анкетирования учащихся школ улуса. Ответы детей по вопросам отношения к семье заставляют задуматься. Анкетированием охватили детей с 1 по 11 классы. На вопрос «Как дети чувствуют себя в семье?» 33% учащихся начальных классов ответили, что им некомфортно в семье. Это может объясняться тем, что родители в этот период традиционно уделяют больше внимания учебе своих детей, поэтому у них может накапливаться беспокойство от излишне высоких ожиданий родителей. 87% старшеклассников, наоборот, ответили, что им очень спокойно в семье. Это также может иметь неоднозначное толкование. Зачастую родители старшеклассников оставляют их вне поля своего зрения, дистанцируются от подросших детей.
Также оказалось, что родители больше всего ругают детей за плохие оценки. Какой вопрос чаще всего задают родители, когда дети возвращаются из школы? — Какие оценки ты получил? Мы считаем, подчеркнула Наталья Михайловна, что это неправильный вопрос. Гораздо важнее спросить, как ты себя чувствуешь в школе? с кем ты познакомился? что узнал нового? Необходимы вот такие вопросы, которые побуждают ребенка задуматься, высказать свои мысли, чувства, для того, чтобы родители получилипредставление о том, как ребенок себя чувствует в школе, а также, чтобы при необходимости могли предупредить какие-то конфликтные ситуации. Родитель не должен удовлетворяться только отметками.
Только 5% детей ругают за то, что они все время сидят в телефонах, но тем не менее самым распространенным наказанием является лишение телефона. По сути дела получается, что родители соглашаются с тем, что ребенок очень много времени проводит в телефоне, но в то же время применяет самое больное для ребенка наказание, когда его отнимает.
Вопрос «К кому ты обращаешься, когда тебе плохо?» выявил тревожную статистику. В начальных классах 16% ответили – к семье, 21% — к маме, 30% — никому, 0,1% — к отцу. В старших классах 57% ответили – к маме, 20% — никому, к обоим родителям – только 5%. Эти результаты говорят о том, что в современной семье практически уходят традиции семейного общения, разговоров за ужином, совместного обсуждения тех или иных вопросов. В этом видится один из истоков проблем детско-родительских отношений.
Директор Центра содействия семейному воспитанию Егор Александрович Дашевский остановился на теме повышения значимости роли отца: «В нашем улусе, как и в целом по республике, ширится движение за ответственное отцовство. Организуются Советы отцов, которые способствуют активизации роли мужчин в общественной жизни. Недавно в нашем улусе прошел Форум отцов. Участники форума не согласились с тем, что отцы не хотят участвовать в воспитании детей. Зачастую участие отцов в школьной жизни видят только в качестве бесплатной рабочей силы. Но школе надо правильно выстраивать работу с отцами. Стоит подумать о внедрении в школах элективных часов, где мужчины могли бы поделиться своими знаниями, практическим опытом и умениями с детьми. Внутри семьи надо поменять отношение к отцу, не воспринимать его только как добытчика или мастера на все руки, потому чтоего вклад в воспитание ребенка не менее важен. Дело не в том, что он знает больше, чем мама, — он знает и умеет то, чего она не знает и не умеет. Именно отец в якутских семьях приучает детей любить труд, бережно относиться к природе, уважать традиции и обычаи, защищать слабых и старых».
Член улусного Совета отцов Акимов Иннокентий Иннокентьевич продолжил: «Ответственных отцов в нашем улусе немало, надо повсеместно распространять, пропагандировать их положительный пример, только так мы сможем добиться, чтобы ответственное отцовство стало тем, к чему будут стремиться все молодые семьи. Надо добиться того, чтобы отцы участвовали на школьных собраниях. А для этого выстраивать их не как лекции, а как равноправное, открытое общение».
Инспектор по делам несовершеннолетних Иванов Артур Максимович рассказал, что в ОМВД по Вилюйскому улусу состоят на учете 23 неблагополучных семьи, 30 несовершеннолетних. Он подчеркнул, что отношения в семье очень важны, именно проблемы в воспитании детей, халатное отношение к родительским обязанностям приводят к нарушениям общественного правопорядка со стороны подростков. Необходимо наладить профилактическую работу среди подростков, в этом плане сотрудники ОМВД провели 36 лекций по теме профилактики правонарушений.
Начальник управления ЗАГС по Вилюйскому улусу Марина Павловна Иванова отметила, что, как показывает статистика, в республике, как и в целом по стране, растет количество разводов. С одной стороны этому может способствовать материальная заинтересованность в государственных пособиях малоимущим семьям, основу которых составляют одинокие родители. Участившиеся разводы также указывают на психологические проблемы в семье, трудности в выстраивании гармоничных отношений. Одним из решений этой проблемы может стать открытие Центров медиации. В будущем в каждом районе должны открыться штаты медиаторов при отделах ЗАГС.
Руководитель управления социальной защиты населения Алина Афанасьевна Каратаева подчеркнула, что наше государство проводит социально-ориентированную политику. Поэтому оказывает всемерную поддержку малоимущим родителям в плане обеспечения детей. Помощь от государства настолько значительна, что некоторые люди восприняли это как стимул не работать, расторгать или не регистрировать свои браки. Налицо потребительское отношение к государству. В настоящее время этот вопрос пристально изучается. По всем признакам это временное явление. В ходе широкого внедрения цифровизации доход каждой семьи будет оценен объективно. Не меньшую роль играет воспитание в семье. Именно воспитание ответственной личности с активной гражданской позицией поможет побороть подобные явления.
Психолог центра социально-психологической поддержки семьи и молодежи Луиза Афанасьевна Андреева в свою очередь сказала: «Мы сейчас переживаем кризисное время. Надо понять, что человек не рождается родителем. Родителей надо воспитывать, учить. В качестве положительного примера можно привести опыт работы Родительской академии. Этот опыт надо возобновить. Необходимо повышать уровень психологического образования родителей. Очень востребована в улусе психолого-профориентационная работа среди школьников. Поэтому наш центр ежегодно открывает летнюю профориентационную школу «Золотой ключик».
В завершении участники круглого стола пришли к выводу, что подобные мероприятия надо проводить на регулярной основе. Открытый диалог, широкое обсуждение проблем современной семьи – это важная часть работы на пути к здоровому обществу.
Изольда Загитова, «Олох суола» хаһыат. кыл.эрэдээктэрэ, суруналыыс
Источник: Загитова, Изольда Николаевна. «Олоҕум аргыһа – «Олох суола» сэргэх тэрээһин ыытылынна / Изольда Загитова. – Текст : электронный // UlusMedia. Олох суола : [сетевое издание]. – URL: https://xn--80avakbauqq.xn--p1ai/v-vilyujske-nakanune-dnya-zashhity-detej-obsudili-problemy-semi/ / (дата обращения: 29.05.24)