5 мая исполняется 225 лет со дня рождения Муравьева — Апостола Матвея Ивановича (1793 г.), Героя Бородинской битвы, видного деятеля декабристского движения, отбывавшего вилюйскую ссылку с января 1828 до начала июня 1829 г.
Использованы материалы из книги:
Охлопков, Василий Егорович. История политической ссылки в Якутии : книга первая (1825 -18950). — Якутск: кн. изд-во, 1982. — 446, [1] c., ил.
Матвей Иванович Муравьев-Апостол родился 25 апреля 1793 г. в Петербурге в богатой образованной семье Муравьевых…
Его отец Иван Матвеевич был сенатором и известным дипломатом своего времени. Мать Анна Семеновна была дочерью генерал-лейтенанта Черноевича, выходца из Сербии. Откуда прибавилось к фамилии декабристов Муравьевых-Апостол? В год рождения старшего сына Матвея, отец еще не имел фамилии с приставкой Апостол. Он получил ее с высочайшего соизволения императора Павла I в 1800 г. после смерти двоюродного брата Михаила Даниловича Апостола, прямого по¬томка последнего украинского гетмана. Рескрипт Павла I хранился позже у Матвея Ивановича Муравьева-Апостола и был опубликован на страницах журнала «Русский архив».
Иван Матвеевич Муравьев был очень образованным человеком, знал много иностранных языков, занимался литературой, служил в гвардейских войсках. Императрица Екатерина II обратила внимание на И. М. Муравьева-Апостола и назначила кавалером при будущем царе Александре I. Он пользовался большой поддержкой Павла I, и при нем был назначен посланником в Германию, потом вице-президентом иностранной коллегии. В результате интриг при Александре I, попадает в опалу, лишается поста вице-президента иностранной коллегии и назначается посланником в Мадрид, где прожил до 1805 года., Родители стремились дать хорошее образование детям. Матвей и Сергей учились в Париже. В период учебы Матвею и Сергею вместе с родителями довелось увидеть коронацию Наполеона Бонапарта, затем встретиться с императором во время посещения школы, которая пользовалась его вниманием. Во время беседы с воспитанниками Наполеон Бонапарт обратил внимание на братьев Муравьевых, подошел к Сергею и заметил, что тот похож на него лицом.
В связи с назреванием войны между Россией и Францией Муравьевы вернулись в Россию, старшие дети стали офицерами. В начале Отечественной войны 1812 г. Матвей Иванович был назначен подпрапорщиком в знаменитой лейб-гвардии Семеновский полк, в котором прослужил около десяти лет, получив звание подполковника. Матвей Иванович Муравьев-Апостол был горячим патриотом. С начала и до конца Отечественной войны 1812 г. был в действующей армии, участвовал в знаменитом Бородинском сражении, а позже — во всех заграничных походах русской армии против французских захватчиков, вплоть до взятия Парижа.
За проявленную храбрость и геройство в Бородинском сражении Матвей Иванович Муравьев-Апостол был награжден орденом Георгия и произведен в прапорщики. «Первый раз он был в деле при Бородино. Во время битвы стоял под одним из знамен третьего батальона. За Бородино он был произведен в прапорщики и кроме того, по выбору солдат, получил знак отличия военного ордена».
Орден св. Георгия был учрежден в 1769 г. для награждения за исключительно боевые подвиги и геройство на поле сражения. Орден св. Георгия и наградное оружие «За храбрость» могли получить лишь офицеры и генералы. А для награждения солдат и унтер-офицеров в начале XIX в. был учрежден особый серебряный георгиевский крест, имевший одну степень. Этот солдатский Георгий в виде исключения получали по решению солдат и офицеры. Так произошло и в случае с М. Муравьевым. Это была особо ценная награда и мало кто ею обладал. В середине XIX в. солдатский георгиевский крест был подразделен на четыре степени и стал выдаваться так же, как и орден св. Георгия, то есть сначала 4-я, потом 3-я, 2-я и, наконец, 1-я степень.
Насколько почетной и высокой была награда этим орденом свидетельствует тот факт, что высшим орденом Российской империи — Андрея Первозванного — были награждены более тысячи человек, а орденом св. Георгия I степени было удостоено всего лишь 25 лиц, среди них выдающиеся военачальники, генерал-фельмаршал П. А. Румянцев-Задунайский, генерал-фельдмаршал Г. А. Потемкин-Таврический, великие русские полководцы генералиссимус А. В. Суворов и фельдмаршал М. И. Кутузов. Непосредственное отношение к ордену св. Георгия имела еще одна награда, так называемое «золотое оружие»,— клинок с надписью на эфесе «За храбрость», с не¬большим эмалевым крестиком ордена Георгия и темляком цвета георгиевской ленты. Этими высокими наградами — орденом св. Георгия и «золотым оружием» по выбору солдат был награжден декабрист М. И. Муравьев-Апостол как герой Бородинского сражения.
После возвращения из заграничного похода передовые офицеры русской армии стали обсуждать внутреннее политическое положение своей родины и в 1816 г. создали тайное общество «Союз спасения», в котором активную роль играли братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы. Они по праву относятся к числу основателей «Союза спасения». Позже Матвей Иванович, будучи отставным подполковником, сыграл видную роль в деятельности «Союза благоденствия» и Южного общества декабристов. Вместе с Сергеем он принял на себя руководство восстанием Черниговского полка.
В семье Муравьевых было три брата. Младший брат Ипполит в 1825 г. был произведен в офицеры и, получив новое назначение по службе в штабе второй армии Кавказа, заехал повидаться со старшими братьями. Он застал Сергея и Матвея во главе восставшего Черниговского полка и без колебания остался с ними. Во время вооруженного восстания он, увидев падение тяжело раненого старшего брата Сергея, застрелился, чтобы разделить с ним участь. Сергей как руководитель восстания декабристов был казнен, Матвей выслан в Якутию. Семья Муравьевых потеряла всех трех сыновей офицеров, двое из которых были известными героями Отечественной войны 1812 г. и пользовались большим авторитетом среди тогдашней прогрессивной общественности. По поводу трех братьев Муравьевых в то время писали: «Три лавровых дерева, предмет гордости посадившего их, полные силы и прелести юной красы, росли, сплетаясь ветвями и устремя верхи свои к небу, «стояли крепко, прямо и были славой Отчизны». Отец трех декабристов Иван Матвеевич Муравьев-Апостол, лишившись своих сыновей, покинул Россию, поселился в Италии в г. Флоренция. Он вернулся на родину в глубокой старости и умер в 1851 году.
Ввиду особой тяжести государственного преступления подполковника в отставке М. И. Муравьева-Апостола, первоначально приговоренного к смертной казни, царское правительство решило выслать в глубь Восточной Сибири. Об этом решении министр юстиции в секретном письменном отношении «Русская старина», 1886, № 7, с. 164. от 5 октября 1827 г.» за № 10075 сообщил обер-прокурору Журавлеву, что «без огласки, приказать приобщить к имеющемуся в архиве Правительствующего Сената производству о государственных преступниках, прилагаемое при сем подлинное отношение ко мне Г. Начальника Главного Штаба Его Императорского Величества, что осужденных Верховным Уголовным Судом в каторжную работу государственных преступников Матвея Муравьева-Апостола и Александра Бестужева, во уважение чистосердечного раскаяния их в своем преступлении, Государь Император повелеть соизволил отправить вместо каторжной работы в Сибирь на поселение. Об этом исполнении сего сделано уже надлежащее распоряжение».
На основании этого предписания он из крепости Форт-Славы через многочисленные тюрьмы и крепости, преодолев огромное расстояние, 24 декабря 1827 г. прибыл в г. Якутск. После двухнедельной остановки в г. Якутске 6 января 1828 г. его отправляют в г. Вилюйск, место поселения)
М. И. Муравьев-Апостол в своих воспоминаниях подробно описывает г. Вилюйск, бывший в течение многих лет местом заточения представителей всех поколений российского освободительного движения. В этих воспоминаниях содержатся весьма интересные материалы по истории, этнографии и культуре якутов Вилюйского округа. В освещении истории ссылки декабристов в Якутии и Сибири они представляют большую научную ценность
В воспоминаниях декабриста есть данные о существовании широкой системы сбора ясака, натурального оброка и других повинностей у якутского населения.
В архивах Якутии нам удалось обнаружить некоторые документы, свидетельствующие о его переписке, с родными и товарищами в период вилюйской ссылки. Так, например, 8 августа 1898 г. якутское областное управление в письменном отношении вилюйскому окружному полицейскому управлению сообщало, что «вследствие донесения от 21 минувшего июля за № 2381, Первое отделение Областного Управления при сем возвращает Полицейскому Управлению по миновании надобности два архивных дела за № 629 и 649 в 1828 и 1829 гг. выдаче государственному преступнику Матвею Ивановичу Муравьеву-Апостолу писем и прочие». Кроме писем, он получал иногда книги и посылки с вещами.
М. И. Муравьев-Апостол не только живо интересовался жизнью, бытом якутской бедноты. Он также делал весьма интересные наблюдения, и в воспоминаниях точно описывает костюм и исполнение ритуала камлания якутского шамана, отмечает, что якуты соблюдают некоторые обряды, сохраняя при этом заветное суеверие своих предков. В результате личного общения с якутами и наблюдений за ними делает правильные заключения об их обычаях, нравах и психологии.
…В июне 1829 г. царское правительство в результате неоднократных ходатайств и просьб влиятельной родной сестры Екатерины Ивановны Бибиковой-Муравьевой и друзей, решило перевести его в Бухтарминск.
После шестинедельного пребывания в г. Иркутске его отправили в Бухтарминск, что стоял при впадении реки Бухтармы в р. Иртыш… В 1832 г. он купил дом у отставного чиновника Зелейщикова. В городе, где не было никакой медицинской помощи населению, при полном отсутствии медицинских работников, М. И. Муравьев-Апостол начал весьма успешно заниматься лечением населения от разных недугов и болезней. Все большее число людей охотно прибегало к его помощи; в нем признавали чудодейного врача. В 1832 г. в Бухтарминске он женился на Марии Константиновне, племяннице местного чиновника Брандта — потомка одного из шведских пленных, сосланных в Сибирь еще при Петре I.
После женитьбы его перевели в Ялуторовск, где он прожил более 20 лет, до общей амнистии 1856 г. Детей у Муравьевых не было. Они взяли на воспитание двух сирот — семилетнюю девочку Августу и другую, только что родившуюся, и назвали ее Аннушкой.
Ялуторовск в те годы стал своеобразным местом скопления декабристов. Еще до переезда М. И. Муравьева-Апостола здесь были поселены бывшие полковники-декабристы В. К. Тизенгаузен и А. В. Янтальщев, а также бывший офицер генерального штаба, барон Черкасов, встреча с которыми была очень теплой, незабываемой.
Позже в Ялуторовск был переведен личный друг Матвея Ивановича И. Д. Якушкин, с которым он служил в одном полку, и совершал заграничные походы в 1812, 1813 и 1814 годах.
В 1838 г. в Ялуторовске как поселенцы появились известные декабристы И. И. Пущин, Е. П. Оболенский и Н. В. Басаргин.
Таким образом, в этом небольшом городе ныне Тюменской области появилась целая колония из восьми известных декабристов, связанных давней дружбой, общностью взглядов и судьбы. Друзья-соизгнанники, поддерживали друг друга и в какой-то степени облегчали свою тяжелую участь узников. После возвращения на родину, в своих воспоминаниях, они всегда отмечали эти годы как лучшие из проведенных ими в Сибири.
В 1856 г. была объявлена общая амнистия декабристам с разрешением на возвращение на родину, но без права жительства в столицах. М. И. Муравьев-Апостол со своей семьей поселился в Твери. Впоследствии немногим декабристам, оставшимся еще в живых, доживших до глубокой старости, царское правительство разрешило жить в столицах. В 1860 г. он переехал в г. Москву. Вскоре после приезда в Москву умерла младшая дочь Аннушка. От нее остался малолетний сын Сергей, названный так в честь дяди, и воспитывался бабушкой и дедом, много испытавшими на своем веку горя и страданий; внук доставлял им радость и утешение.
В 1882 г. скончалась Мария Константиновна. М. И. Муравьев-Апостол остался со старшей воспитанницей Августой, которая будучи незамужней, постоянно находилась при нем до самой его смерти.
В 1883 г. по всей России торжественно отмечался двухсотлетний юбилей первых созданных Петром I полков гвардии — Преображенского и Семеновского. В составе Семеновского полка некогда более полувека назад принимал участие в боях и походах М. И. Муравьев-Апостол. Как бывший семеновец и ветеран Отечественной войны 1812 года Муравьев был приглашен участвовать в юбилейных празднествах. Во время коронации Александра III, совпавшей с днем торжественного празднования гвардейского юбилея, М. И. Муравьев-Апостол был представлен государю, который возвратил ему Георгиевский крест. Присутствовавший на коронации императора князь Н. Черногорский, сняв с себя знаки св. Даниила 1-й степени, собственноручно надел орден на 90-летнего ветерана Отечественной войны 1812 г.
После смерти жены Марии Константиновны он прожил еще четыре года и скончался 21 февраля 1886 г. в г. Москве в 93-летнем возрасте.
По личному завещанию, Матвея Ивановича Муравьева-Апостола похоронили в Новодевичьем монастыре, рядом с матерью Анной Семеновной. На этом же кладбище ранее были похоронены два декабриста: С. П. Трубецкой, умерший в 1860 г., и его родственник А. Н. Муравьев, скончавшийся в 1864 году.
По данным редакции ж. «Русская старина», в 1886 г., в год смерти Матвея Ивановича Муравьева-Апостола, из участников восстания декабристов в живых оставались всего лишь трое: А. П. Беляев и П. Н. Свистунов — в Москве, и М. А. Назимов — в Пскове.
М. И. Муравьев-Апостол был последним из рода Муравьевых, поэтому в завещании передал свою фамилию одному из внучатных племянников по линии отца В. В. Коробьину.
Через месяц после его кончины в 1886 г. В. Е. Якушкин (сын декабриста) на страницах ж. «Русская старина» опубликовал очень ценную статью о М. И. Муравьеве-Апостоле. Нельзя не отметить тот заметный вклад, который внес в изучение истории декабристов М. Муравьев-Апостол. Он посвятил этому делу большую часть своей долгой жизни.
По признанию исследователей, из опубликованных воспоминаний декабристов, наиболее подробными и содержащими богатый фактический материал являются его мемуары, продиктованные им за три года до кончины другому декабристу, личному другу А. П. Беляеву, по рукописи которого они были опубликованы полностью на страницах ж. «Русская старина» в № 9 и 10 1886 года.
В сообщениях В. Е. Якушкина, который также был близок к нему имеются очень интересные и важные сведения о знакомстве и встречах Л. Н. Толстого с М. И. Муравьевым-Апостолом. «Когда гр. Л. Н. Толстой собирался несколько лет тому назад писать роман о декабристах — (намерение это было потом, как известно, им оставлено, и написано,— или, по крайней мере, напечатаны,— только несколько первоначальных очерков)— он приходил к Матвею Ивановичу, для того, чтобы расспрашивать его, брать у него записки его товарищей и т. д. И Матвей Иванович неоднократно тогда высказывал уверенность, что гр. Толстой не сможет изобразить избранное им время, избранных им людей: «для того, чтобы понять наше время, наши стремления, необходимо вникнуть в истинное положение тогдашней России; чтобы представить в истинном свете общественное движение того времени, нужно в точности изобразить все страшные бедствия, которые тяготели тогда над русским народом. Наше движение нельзя объяснить вне связи бедствиями, которые его и вызывали; а изобразить вполне эти бедствия гр. Л. Н. Толстому будет нельзя, не позволят, если бы он даже и захотел. Я ему говорил это»
Таким образом, М. И. Муравьев-Апостол, отбывавший якутскую ссылку, прожил долгую героическую жизнь. Молодым офицером, совершив подвиг в знаменитом Бородинском сражении, был награжден орденом св. Георгия, затем по идейному убеждению стал одним из видных деятелей декабристов. Он не только был современником, но и лично видел, сражался против Наполеона Бонапарта, непримиримо боролся против самодержавия, знал гениальных титанов русской и мировой культуры А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого…
Навигация: Вернуться на главную страницу